Организационно-содержательная модель формирования профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка

Авторы

  • Юрий Владимирович Данько Севастопольский архитектурно-строительный техникум

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-4-436-449

Ключевые слова:

высшее педагогическое образование, педагогическая компетентность, структура педагогической компетентности, организационно-содержательная модель, компоненты педагогической модели, уровни педагогической готовности, критерии педагогической готовности

Аннотация

К настоящему моменту не сложилось единого представления о компонентах педагогической компетентности. В педагогических исследованиях рассматриваются различные компетенции, формирующие профессионализм педагога, но не формулируется система взаимосвязанных компонентов, ведущая к достижению дидактического результата.  В связи с этим цель исследования – разработать организационно-содержательную модель на примере подготовки учителя иностранного языка в вузе по программе педагогического бакалавриата, описывающую этапы формирования педагогической компетентности в период обучения. Для достижения цели в рамках теоретического анализа исследованы нормативные положения подготовки будущих учителей по программам высшего педагогического образования, систематизированы результаты предшествующих педагогических исследований, выделены базовые профессиональные качества учителя в виде профессиограммы и описаны сквозные образовательные технологии в качестве инновационных методов дополнения обучения иностранному языку. Представленная модель учитывает принципы организации и реализации педагогического процесса в вузе и включает разработанные автором критерии и уровни сформированной профессиональной готовности. В работе отмечена возможность достижения результата по окончании третьего курса и начала педагогической деятельности в период обучения. Сделан вывод о целесообразности поэтапной профессиональной подготовки будущего учителя, уточнении и конкретизации базовых компетенций, которые должны быть сформированы к окончанию бакалавриата. Практическая значимость исследования состоит в структурировании процесса формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка по программе бакалавриата в виде организационно-содержательной модели, включающей разработку педагогических показателей, систему уровней их оценки, формирование педагогических условий реализации предложенной модели и выделении важнейших педагогических компонентов в виде профессиограммы учителя иностранного языка.

Биография автора

Юрий Владимирович Данько, Севастопольский архитектурно-строительный техникум

Преподаватель английского языка

E-mail: bonifacius-zs@yandex.ru

Библиографические ссылки

Амирова Н.Р., Кондратьева Я.Э. 2019. Цифровые сквозные технологии: реалии и перспективы развития. ЦИТИСЭ, 4(21): 169–182. DOI: 10.15350/24097616.2019.4.18

Андреев В.Н. 2020. Магистратура по направлению подготовки «Педагогическое образование»: проблемы разработки содержания образовательной программы. Primo aspectu, 3(43): 128–131. DOI: 10.35211/2500-2635-2020-3-43-128-131

Берг Л.Н. 2018. Теоретическое моделирование как метод исследования системы правового воздействия. Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России, 2(42): 17–22. DOI: 10.24411/2078-5356-2018-10002

Вербицкий А.А. 2012. Проблемные точки реализации компетентностного подхода. Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия:Педагогика и психология образования, 2: 52–60.

Вилькер Г. 2017. Организация повышения квалификации педагогов в Германии в контексте образовательной политики совета Европы. В кн.: Теория и практика общественного развития в свете современного научного знания. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (Красково, 27 апреля 2017 года). М., Гум.о-соц.институт: 28–31.

Вяликова Г.С., Саломатина О.В., Яковлева Т.В. 2020. Формирование будущего компетентного учителя при изучении психолого-педагогических технологий в контексте профессионального стандарта педагога. В кн.: Современные векторы образования: теория и практика. Статьи и материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (Коломна, 24 декабря 2019 года). Под ред. С.А. Ермолаевой. Коломна, Государственный социально-гуманитарный университет: 21–27.

Забродин Ю.М., Сергоманов П.А., Гаязова Л.А., Леонова О.И. 2015. Построение системы дифференциации уровней квалификации Профессионального стандарта педагога. Психологическая наука и образование, 20(5): 65–76. DOI: 10.17759/pse.2015200506

Ижденева И.В. 2021. Личностно-ориентированный подход в современном образовательном пространстве. Интерактивная наука, 8(63): 21–22. DOI: 10.21661/r-554781

Исаева Г.Г., Магомедалиева М.Р. 2023. Сквозные технологии в обучении студентов в контексте цифровизации образования. В кн.: Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции, приуроченной к Году педагога и наставника и 25-летнему юбилею Дербентского филиала МПГУ (Дербент, 30 июня – 01 июля 2023 года). Под ред. М.А. Башировой. Москва, Парнас: 166–170.

Копытов А.Д., Черепанова Т.Б. 2020. Профессиональные педагогические компетентности: междисциплинарность vs многомерность. Вестник Томского государственного педагогического университета, 2(208): 117–123. DOI: 10.23951/1609-624X-2020-2-117-123

Лукашина Г.В. 2007. Организационно-содержательная модель предметного обучения (на примере дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"). В кн.: Молодые ученые-промышленности, науке, технологиям и профессиональному образованию: проблемы и новые решения. Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции (Москва, 19–23 ноября 2007 года). Москва, МГИУ, МЦОС: 403–406.

Махмудова М.Ф. 2024. О Формировании и соотношении профессиональной компетентности будущего учителя. Вестник науки, 2–6(75): 917–922.

Мезенцева О.И. 2012. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях существующей системы повышения квалификации. Вестник Череповецкого государственного университета, 4–1(42): 116–119.

Перевощикова Е.Н. 2022. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения. Вестник Мининского университета, 10–1(38): 3–8. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-3

Романова М.В., Ваничкина А.С., Смольянникова И.А., Хахалева А.Ю., Сухина Н.Н. 2022. Внедрение сквозных цифровых технологий в процесс обучения иностранному языку профессиональной направленности. Мир науки. Педагогика и психология, 10(5): 9.

Себина Е.В., Филатова О.Н., Лукина Е.В. 2023. Применение сквозных технологий в образовании. Проблемы современного педагогического образования, 80–1: 261–263.

Сенько А.Ю. 2023. Организационно-содержательная модель предметно-языкового интегрированного обучения будущих менеджеров на основе корпусных технологий. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики, 1: 139–150. DOI: 10.15593/2224-9389/2023.1.10

Сластёнин В.А. 2008. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры. Педагогическое образование и наука, 12: 4–15.

Стебихова Н.А. 2019. Сквозные технологии цифровой экономики. В кн.: Современная антимонопольная политика России: правоприменительная практика в Брянской области. Сборник научных работ Всероссийской научно практической конференции (Брянск, 18–19 апреля 2019 года). Брянск, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского: 193–196.

Хруль О.С. 2020. Организационно-содержательная модель формирования инклюзивной культуры у участников образовательного процесса. Специальное образование и социокультурная интеграция, 3: 294–300.

Хуторской А.В. 2017. Модель компетентностного образования. Высшее образование сегодня, 12: 9–16. DOI: 10.25586/RNU.HET.17.12.P.09

Чистякова С.Н. 2015. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения. Профессиональное образование в России и за рубежом, 2(18): 118–122.

Шалашова М.М. 2008. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов. Педагогика, 7: 54–58.

Шамов А.Н., Чернышов С.В. 2023. Методическая подготовка будущих учителей иностранного языка в условиях обновления содержания образования. В кн.: Современные тенденции языкового образования: опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей участников V Международной научно-практической конференции (Арзамас, 27 марта 2023 года). Под ред. Л.Н. Набилкиной. Арзамас, Арзамасский филиал ННГУ: 124–132.

Яковенко О.В. 2020. Системно-деятельностный подход в практике преподавания иностранных языков в вузе. Вестник Международного института рынка, 2: 103–107.


Просмотров аннотации: 0

Поделиться

Опубликован

2024-12-28

Как цитировать

Данько, Ю. В. (2024). Организационно-содержательная модель формирования профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 43(4), 436-449. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-4-436-449

Выпуск

Раздел

Педагогика