Интернет-СМИ и социальные медиа: анализ информационных повесток дня

Авторы

  • Дмитрий Игоревич Каминченко Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2021-40-4-417-430

Ключевые слова:

информационная повестка дня, сетевые СМИ, социальные медиа, сравнительный анализ, новостные заголовки

Аннотация

Функционирующие в публичном поле общественные, политические и медийные акторы формируют свою информационную повестку дня в условиях активного сетевого взаимодействия друг с другом. Несмотря на пласт научных работ по теме информационной повестки дня, анализу отражения в повестках дня различных СМИ значимых для общества тем, представленных в социальных медиа, не уделено достаточного внимания.  Цель исследования – выявить тематические пересечения в содержании сетевых медийных повесток дня (в том числе между собой) и повесток социальных медиа. Теоретико-концептуальную основу исследования составляет теория установления информационной повестки дня (agenda-setting theory). В результате выявлено, что содержание новостных повесток дня интернет-издания Lenta.ru и социальных медиа пересекается по теме происшествий. Результаты исследования могут быть использованы как при проведении последующих исследований в этой предметной области, так и представителями СМИ при выстраивании ими новостной политики. 

Биография автора

Дмитрий Игоревич Каминченко , Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Института международных отношений и мировой истории национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия

Библиографические ссылки

Дорощук Е.С. 2019. Повестка дня как фактор формирования лояльности аудитории регионального телеканала: коммуникационный аспект. В кн.: Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения. Коммуникации в медиаиндустрии: акторы, технологии, тренды. Сборник материалов круглого стола Междунарадного научного форума, г. Санкт-Петербург, 18–19 апреля 2019 года. В 2-х т. Т.1. Под ред. В.В. Васильевой. СПб., СПбГУ: 96‒98.

Ефанов А.А. 2017. Освещение предвыборных кампаний в СМИ и электоральный интерес. Информационное общество, 1: 36–40.

Ефанов А.А., Степанченко В.А. 2019. Влияние поколения Z на функционирование института медиа: прогностическая модель. Информационное общество, 3: 69–72.

Казаков А.А. 2012. Теоретико-методологический потенциал категории «медийная повест-ка дня»: возможности и ограничения. Вестник Волгоградского государственного универ-ситета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения, 71 (1): 138‒143. DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu4.2012.1.21

Казаков А.А., Карев А.С. 2020. Политическая ресурсность региональных СМИ в совре-менной России (на примере ГТРК «Саратов»). Известия Саратовского университета. Но-вая серия. Серия: Социология. Политология, 20 (1): 91–95. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-1-91-95

Каминченко Д.И. 2020а. Взаимодействие средств массовой информации и общества: анализ информационных повесток дня. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 39 (4): 533–544. DOI: 10.18413/2712-7451-2020-39-4-533-544.

Каминченко Д.И. 2020б. Информационные повестки дня общества и СМИ: сравнительный анализ. Медиаскоп, 4. DOI: 10.30547/mediascope.4.2020.3

Лушанкин С.С. 2017. Категория «повестка дня» в структуре политического процесса: Понятие «политической повестки дня» и модели её формирования. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, 1 (4): 456–465.

Назаров М.М. 2015. К вопросу о фрагментации современного медиаландшафта: теория и эмпирические результаты. Информационное общество, 2-3: 91–100.

Пономарев Н.Ф. 2010. Фрейминг медиаповестки дня и типология медиафреймов. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 3 (9): 62‒69.

Сазонов Т.Г. 2010. «Информационная повестка дня»: блоги приходят на смену традиционным СМИ? Известия Южного федерального университета. Филологические науки, 3: 152–160.

Сумская А.С., Сумской П.Ф. 2018. Моделирование теленовостей в контексте информационной политики телеканала. Вопросы теории и практики журналистики, 7 (4): 581–598. DOI 10.17150/2308-6203.2018.7(4).581-598

Тимофеева Л.Н. 2020. Новая социальность в информационной повестке дня: роль старых и новых медиа. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология, 2: 64–69.

Ceron A. 2015. Internet, news, and political trust: The difference between social media and online media outlets. Journal of computer mediated communication, 5 (20): 487–503. DOI: https://doi.org/10.1111/jcc4.12129

Coleman S. 2015. Can the Internet strenghten democracy. Polity Press, 142 p.

Conway B.A, Kenski K., Wang D. 2015. The rise of Twitter in the political campaign: searching for intermedia agenda-setting effects in the Presidential primary. Journal of computer mediated communication, 4 (20): 363–380. DOI: https://doi.org/10.1111/jcc4.12124

Dimitrova D.V., Neznanski M. 2020. Online journalism and the war in cyberspace: a comparison between U.S. and international newspapers. Journal of computer mediated communication, 1 (12): 248–263. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2006.00324.x

Geiß S. 2020. Self-inflicted deprivation? Quality-as-sent and quality-as-received in German news media. Media and Communication, 3 (8): 304–320. DOI: https://doi.org/10.17645/mac.v8i3.3139

Groshek J., Groshek M.K. 2013. Agenda trending: reciprocity and the predictive capacity of social networking sites in intermedia agenda setting across topics over time. Media and Communication, 1 (1): 15–27. DOI: 10.12924/mac2013.01010015

Judina D., Platonov K. 2019. Newsworthiness and the public’s response in russian social media: A comparison of state and private news organizations. Media and Communication, 3 (7): 157–166. DOI: https://doi.org/10.17645/mac.v7i3.1910

Katz J.E. 2018. Сommentary on news and participation through and beyond proprietary platforms in an age of social media. Media and Communication, 4 (6): 103–106. DOI: https://doi.org/10.17645/mac.v6i4.1743

Koltsova O., Nagornyy O. 2019. Redefining media agendas: Topic problematization in online reader comments. Media and Communication, 3 (7): 145–156. DOI: https://doi.org/10.17645/mac.v7i3.1894

McCombs M. 2015. Setting the agenda: The mass media and public opinion. The 2nd edition. Polity Press, 209 p.

Meraz Sh. 2009. Is There an elite hold? Traditional media to social media agenda setting influence in blog networks. Journal of Computer-Mediated Communication, 3(14): 682–707. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2009.01458.x

Moreno-Gil V., Ramon X., Rodríguez-Martínez R. 2021. Fact-checking interventions as counteroffensives to disinformation growth: standards, values, and practices in Latin America and Spain. Media and Communication, 1(9): 251–263. DOI: 10.17645/mac.v9i1.3443


Просмотров аннотации: 175

Поделиться

Опубликован

2022-02-11

Как цитировать

Каминченко , Д. И. (2022). Интернет-СМИ и социальные медиа: анализ информационных повесток дня. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 40(4), 417-430. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2021-40-4-417-430

Выпуск

Раздел

Журналистика и связи с общественностью