Взаимодействие средств массовой информации и общества: анализ информационных повесток дня
DOI:
https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-4-533-544Ключевые слова:
информационная повестка дня, информация, социальные медиа, общество, СМИАннотация
Цифровизация современного общества оказывает существенное воздействие на его публичное пространство, структурированное основными содержательно-смысловыми компонентами информационных повесток дня, важную роль в функционировании которого играют СМИ и современные социальные медиа. Несмотря на то, что данной теме уделено немало внимания как российских, так и зарубежных ученых, соотношение содержания повесток дня СМИ и социальных медиа изучено недостаточно. В связи с этим автором проведен сравнительный анализ информационных повесток разных СМИ и социальных медиа. Результаты исследования согласуются с существующим тезисом о дифференциации современного публичного пространства. Складывающиеся в нем коммуникативные и содержательно-смысловые поля характеризуются отличными друг от друга нарративами, при этом отмечено тематическое совпадение между содержанием новостной повестки дня телевизионного канала и повесткой дня современных социальных медиа. Установленные в ходе анализа показатели коэффициента сопряженности между информационными повестками дня СМИ и социальных медиа говорят об особенностях процесса установления медийной повестки дня и участия в нем различных политических и общественных акторов.
Библиографические ссылки
Балуев Д.Г. 2013. Политическая роль социальных медиа как поле научного исследования. Образовательные технологии и общество, 16 (2): 604–616.
Володенков С.В., Федорченко С.Н. 2018. Цифровые стигматы как инструмент манипуляции массовым сознанием в условиях современного государства и общества. Социологические исследования, 11: 117‒123. DOI: 10.31857/S013216250002791-3
Дорощук Е.С. 2019. Повестка дня как фактор формирования лояльности аудитории регионального телеканала: коммуникационный аспект. В кн. Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения. Коммуникации в медиаиндустрии: акторы, технологии, тренды. Сборник материалов круглого стола Междунарадного научного форума, г. Санкт-Петербург, 18–19 апреля 2019 года. В 2-х т. Т. 1. Под ред. В.В. Васильевой. СПб., СПбГУ: 96‒98.
Казаков А.А. 2011. Взаимодействие информационной и политической «повесток дня»: к постановке проблемы. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология, 11(3): 70‒73.
Казаков А.А. 2012. Теоретико-методологический потенциал категории «медийная повестка дня»: возможности и ограничения. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения, 1 (21): 138‒143.
Мамонов М.В. 2008. Роль политических субъектов в формировании приоритетов межличностной «повестки дня» россиян. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 4 (3): 97‒105.
Пастухов А.Г. 2010. Agenda setting, или установление повестки дня в медиатексте. В кн. Медиатекст: стратегии – функции – стиль. Под ред. Т.В. Чернышовой. Орёл, ООО «Горизонт»: 171–185.
Пономарев Н.Ф. 2010. Фрейминг медиаповестки дня и типология медиафреймов. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 3 (9): 62‒69.
Россошанский А.В. 2013. «Новостные ценности» российских СМИ. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология, 13 (4): 89–92.
Шестов Б.Н. 2017. Медийные технологии влияния на политическую культуру. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология, 17 (3): 358‒364.
Alkazemi M.F., Wanta W. 2018. The Effect of Oil Prices on the Media Agenda: A Model of Agenda Building. Newspaper Research Journal, 39 (2): 232–244. DOI: https://doi.org/10.1177/0739532918775655.
Chong M. 2019. Connective Power of the Twitter Networks: Discovering the Reverse Agenda-Setting Effects of Hashtag Activism Through Topic Modeling. The 82nd Annual Meeting of the Association for Information Science & Technology. Melbourne, Australia. 19–23 October 2019, 56 (1): 629-630. DOI: 10.1002/pra2.113.
Eissler R., Russel A., Jones B.D. 2015. New Avenues for the Study of Agenda Setting. The Policy Studies Journal, 42 (S1): 71‒86.
Frederick E.L., Burch L.M., Blaszka M. 2015. A shift in set: Examining the Presence of Agenda Setting on Twitter During the 2012 London Olympics. Communication & Sport, 3(3): 312‒333. DOI: 10.1177/2167479513508393.
Kligler-Vilenchik N., Tsfati Ya., Meyers O. 2014. Setting the Collective Memory Agenda: Examining Mainstream Media Influence on Individuals’ Perceptions of the Past. Memory Studies, 7(4): 484–499. DOI: 10.1177/1750698014523443.
Scheufele D.A., Tewksbury D. 2007. Framing, agenda setting, and priming: The evolution of three media effects models. Journal of Communication, 57 (1): 9-20. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.0021-9916.2007. 00326.x.
Weaver D.H. 2007. Thoughts on Agenda Setting, Framing, and Priming. Journal of Communication, 57 (1): 142‒147. DOI: https://www.researchgate.net/deref/http%3A%2F%2Fdx.doi.org%2F10.1111%2Fj.1460-2466.2006.00333.x.
Просмотров аннотации: 542
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2020 Дмитрий Игоревич Каминченко
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.