Анализ современных моделей дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров в университетах
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2022-41-3-496-508Ключевые слова:
дополнительное профессиональное образование, анализ, научно-педагогические кадры, модели, университет, развитиеАннотация
Одним из условий поступательного развития высшей школы является система дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров (ДПО НПК) университета, призванная обеспечить современный уровень квалификации профессорско-преподавательского состава. Совершенствование вузовской системы ДПО в мире происходит многовекторно, с учетом образовательных традиций, национальных и региональных особенностей конкретного вуза, потенциала и образовательных потребностей преподавателей, что обусловливает возникновение и развитие разнообразных моделей ДПО. Несмотря на актуальность проблемы моделирования системы ДПО НПК, вопрос особенностей существующих моделей разработан недостаточно. Цель исследования – выявление особенностей моделей ДПО научно-педагогических кадров университетов в России и зарубежных странах. В работе дан сравнительный анализ зарубежных (англосаксонской и немецкой) и российских моделей ДПО НПК ряда университетов; раскрыты теоретические и технологические аспекты рассматриваемых моделей. Доказано, что российская модель ДПО НПК университета, в отличие от зарубежной компетентностной, является по сути адаптивной и универсальной.
Библиографические ссылки
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 2012. Принят Государствен-ной Думой 21.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). Одобрен Советом Федерации 26.12.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата об-ращения 03.04.2021)
Bund-Länder-Kommission für Bildungsplanung und Forschungsförderung. 2002. Breiter Einsatz von Neuen Medien in der Hochschule. Strategiepapier. Beschluss vom 17. Juni 2002. Bonn. Available at: http://remus-hochschule.jura.uni-saarland.de/web-dok/20020035.pdf (accessed: 08.10.2018).
Алексеев К.П., Борман В.Д., Малахов А.А. и др. 2013. Дополнительное профессиональное образование на основе развития межуниверситетской кооперации. В кн.: Новые образовательные технологии в вузе. Материалы X Международной научно-методической конференции, 6–8 февраля 2013 г, Екатеринбург. Под ред. А.В. Поротниковой. Екатеринбург, УрФУ: 157–158.
Алексеев К.П., Янкович Е.Е., Юрасов А.Б., Шиков Ю.А., Мосичева И.А., Платонов В.Н., Малахов А.А. 2012. Дополнительное профессиональное образование на основе развития межуниверситетской кооперации. В кн.: Стратегия развития ДПО в условиях сокращения государственного регулирования. Материалы X международной научно-практической конференции, 19–20 апреля 2012 г., Ярославль. Изд-во Академии Пастухова: 27–30.
Заруба Н.А. 2014. Адаптивное повышение квалификации как условие развития профессиональной компетентности государственных гражданских и муниципальных служащих в транзитивном обществе. Профессиональное образование в России и за рубежом, 4(16): 58–65.
Глубокова Е.Н. 2016. Вариативные модели повышения квалификации преподавателя современного вуза. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 179: 53–61.
Игнатович Е.В. 2013. Актуальные направления повышения квалификации научно-педагогических работников вузов. Современные проблемы науки и образования, 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7606 (дата обращения: 08.10.2018).
Ирхин В.Н., Ирхина И.В., Кравец А.О. 2020. Дополнительное профессиональное образование научно-педагогических кадров университетов России: факторы детерминации развития. В кн.: Современное высшее образование: теория и практика. Под ред. А.Ю. Нагорновой. Ульяновск, Зебра: 575–583.
Ирхина И.В., Кравец А.О. 2019а. Дополнительное профессиональное образование научно-педагогических кадров в системе непрерывного образования. В кн.: Профессионально-педагогическая культура учителя и преподавателя: содержание, модели и технологии. Материалы VII Международной научно-практической конференции, 16–17 апреля 2019 г., Белгород. Белгород, ИД «Белгород» НИУ «БелГУ»: 28–30.
Ирхина И.В. Кравец А.О. 2019б. Роль дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров в условиях модернизации высшего образования в России. Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 1: 11–24. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/5388/4167 (дата обращения: 08.10.2018).
Ирхина И.В., Кравец А.О. 2021. Современные модели дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров в сфере обучения и воспитания студентов. В кн.: Профессионально-педагогическая культура учителя и преподавателя: проблемы воспитания в условиях трансформации образования. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной 145-летию Белгородского государственного университета, 25–26 марта 2021 г., Белгород. Белгород, ИД «Белгород» НИУ «БелГУ»: 50–53.
Ковалев В.А. 2014. Система дополнительного профессионального образования: основные проблемы и перспективы развития. Профессиональное образование в России и за рубежом, 4(16): 8–13.
Козлова Е.В. 2012. Педагогические предпосылки становления системы повышения квалификации преподавателей вузов Великобритании. Alma mater (Вестник высшей школы), 11: 90–93.
Козлова Е.В., Ирхина И.В. 2012. Особенности повышения квалификации научно-педагогических кадров вузов в Великобритании: исторический и политический аспекты. Современные проблемы науки и образования, 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7355 (дата обращения: 04.08.2022).
Козлова Е.В. 2013. Концепция повышения квалификации научно-педагогических кадров вузов на основе идей корпоративного образования и сетевого подхода. Современные проблемы науки и образования, 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10773 (дата обращения: 22.07.2022).
Коряковцева О.А., Куликов А.Ю. 2016. Профессиональная компетентность преподавателя как условие модернизации высшего педагогического образования. В кн.: Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации. Материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием), Ярославль, РИО ЯГПУ: 18–21.
Максимкина О.И. 2015. Современные подходы к организации дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава МордГПИ. Молодой ученый, 20.1 (100.1): 27–28. URL: https://moluch.ru/archive/100/22532/ (дата обращения: 19.07.2022).
Пахомов A., Иванов B. 2004. Дополнительное профессиональное образование в вузе. Высшее образование в России, 8: 57–65.
Питерскова Т.А., Ирхина И.В. 2012. Особенности организации и содержания повышения квалификации преподавателей в центрах дидактики высшей школы германии на современном этапе. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 24(143)16: 194–199
Усманов Б.Ш. 2018. Система подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в Европе: опыт и проблемы. Вестник Томского государственного педагогического университета, 3(192): 139–149. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-3-139-149
Шапка И.С. 2012. Психолого-педагогические условия повышения квалификации научно-педагогических кадров вузов в системе дополнительного профессионального образования: диссертация ... канд. пед. наук. Владикавказ, 60 с.
Шаталов М.А. 2016. Проблемы и перспективы развития отечественного дополнительного профессионального образования. В кн.: Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации. Материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием), Под ред. М.В. Новикова. Ярославль, РИО ЯГПУ: 49–53.
Шумакова И.А. 2021 Управление маркетинговой деятельностью российских вузов в условиях развития национальных и глобальных образовательных рынков. Белгород, ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 365 с.
Dany S. 2007. Start in die Lehre. Qualifizierung von Lehrenden für den Hochschulalltag. Berlin, Lit Verlag Dr. W. Hopf, 235 s.
Lisewski B. 2006. The professional development of new Higher Education teachers from a communities of practice perspective: the challenge of «accounting for change» in «situated pedagogy». In: Third Education in a Changing Environment Conference, University of Salford, Manchester, UK. Available: http://orgs.man.ac.uk/projects/include/experiment/bernard_lisewski.pdf (accessed: 08.10.2018).
Marquardt M., Waddill D. 2004. The power of learning in action learning: a conceptual analysis of how the five schools of adult learning theories are incorporated within the practice of action learning, Action Learning: Research and Practice, 1:2, 185-202, DOI: 10.1080/1476733042000264146
Webler W.-D. 2004. Lehrkompetenz – über eine komplexe Kombination aus Wissen, Ethik, Handlungsfähigkeit und Praxisentwicklung. Bielefeld, Universitäts Verlag Webler, 57 s.
Просмотров аннотации: 130
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 Ирина Витальевна Ирхина , Анастасия Олеговна Кравец
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.