Сравнительный анализ отношения преподавателей и студентов к проблеме сохранения здоровья обучающихся на аудиторном занятии
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-1-35-45Ключевые слова:
сравнительный анализ, студенты, преподаватели, отношение к проблеме сохранения здоровья, аудиторное занятиеАннотация
В последние годы в России наблюдается снижение уровня здоровья учащейся молодежи, в том числе за счет интенсификации учебного труда студентов, нерациональной организацией учебного процесса на занятии, авторитаризма и невысокого уровня культуры здоровья у преподавателей, а также других факторов. В то же время вузовская практика изобилует примерами высокого профессионализма преподавателей, содействующих сохранению здоровья студентов. Целью исследования является сравнительный анализ отношения преподавателей и студентов к проблеме сохранения здоровья обучающихся на аудиторном занятии в вузе. Основу исследования составило описание результатов анкетного опроса, проведенного в 2023–2024 годах на базе Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. В результате исследования выявлено следующее: полное совпадение оценки студентами и преподавателями факторов снижения и способов сохранения здоровья обучающихся преимущественно с позиций гигиенического подхода; студенты более остро оценивают проблему сохранения здоровья обучающихся на аудиторном занятии; преподаватели нацелены на приукрашивание своей деятельности и ее результатов в данном вопросе; определен недостаточный уровень подготовленности преподавателей, в первую очередь мотивационного компонента, к здоровьесберегающей деятельности на аудиторном занятии. Перспективы исследования состоят в возможности использования полученных результатов при разработке программы подготовки преподавателей к здоровьеориентированной деятельности на аудиторном занятии.
Библиографические ссылки
Список литературы
Агаджанян Н.А. Миннибаев Т.Ш., Северин А.Е., Ермакова Н.В., Кузнецова Л.Ю., Силаев А.А. 2005. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса. Гигиена и санитария, 3: 48–52.
Воропаева Е.Э. 2014. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности Современные проблемы науки и образования, 4: 28. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13880 (дата обращения: 10.04.202.)
Волошина Л.Н., Серых Л.В., Нагель О.П. 2009. Здоровьеориентированная профессиональная деятельность педагога. Белгород, БелРИПКППС, 156 с.
Глебова Е.И. 2005. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза. Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 182 с.
Ирхин В.Н. 2018. Дегуманистические тенденции в современном российском образовании как угроза здоровью субъектов образовательного процесса. В кн.: Обеспечение целостного здоровья участников образовательного процесса в инновационных социокультурных условиях. Сборник трудов международной научно-практичной конференции (Стерлитамак, 20 января 2018 г.). Стерлитамак, Первая типография: 100−104.
Ирхин В.Н., Ирхина И.В., Остапенко С.И. 2023. Анализ самооценки готовности преподавателей вуза к сохранению здоровья студентов на аудиторном занятии. Ученые записки университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 10(224): 157−163. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.10.p157-163
Кеберле С.П. 2019. Оценка состояния здоровья студентов в современных условиях обучения. Международный студенческий научный вестник, 1: 22. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19531 (дата обращения: 23.03.2023).
Кизько Е.А., Соколова О.А., Кизько А.П. 2021. Состояние здоровья и физической подготовленности современной студенческой молодежи. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, 9(199): 121–128. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p121-128
Митина Л.М. 2004. Психология труда и профессионального развития учителя. Москва, Академия, 320 с.
Михнева А.Г. 2020. Технология организации здоровьесберегающего образовательного процесса на аудиторном занятии в вузе. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Белгород, 26 с.
Самсоненко В.И. 2015. Анализ состояния студентов вуза. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 11(129): 229−232. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p229-232
Третьякова Н.В., Леван Т.Н. 2015. Здоровье как ценность, ориентир и результат деятельности обучающихся: педагогическая модель. Вестник Института образования человека, 2: 10. URL: http://eidos-institute.ru/journal/2015/200/Eidos-Vestnik2015-210-Tretjakova-LeVan.pdf (дата обращения: 10.09.2023)
Фильчаков C.А., Чернышева И.В., Шлемова М.В. 2013. Актуальные проблемы здоровья студентов. Успехи современного естествознания, 10: 192.
Alba G.D. 2009. Learning to be Professionals. London, New York, Springer Science & Business Media, 160 p. DOI: 10.1007/978-90-481-2608-8
Feldman K.A. 2007. Identifying Exemplary Teachers and Teaching: Evidence from Student Ratings1. In: The Scholarship of Teaching and Learning in Higher Education: An Evidence-Based Perspective. Eds. R.P. Perry, J.C. Smart. New Orlean, Springer Netherlands: 93–143. DOI: 10.1007/1-4020-5742-3_5
Просмотров аннотации: 68
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 Владимир Николаевич Ирхин, Ирина Витальевна Ирхина, Василий Борисович Соловьев
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.