Цифровые технологии вовлечения школьников в учебный процесс: геймификация и сторителлинг

Авторы

  • Мария Анатольевна Лапина Северо-Кавказский федеральный университет
  • Валентина Николаевна Кормакова Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Владимир Николаевич Ирхин Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Галина Васильевна Макотрова Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-280-289

Ключевые слова:

среднее общее образование, школьники, цифровая трансформация образования, цифровые технологии

Аннотация

Вызовы времени побуждают к широкому использованию цифровых технологий, что становится личной потребностью каждого человека независимо от возрастного ценза, необходимостью для профессиональных сообществ, производственных коллективов. Авторы статьи исходят из положения о том, что вовлечение в обучение в условиях цифровой трансформации общества и образования, использования цифровых технологий геймификации, сторителлинга, виртуальной и дополненной реальности сегодня активно используется в науке, производственной сфере деятельности, в образовании. Цель исследования заключается в том, чтобы на полученном эмпирическом материале проанализировать возможности применения цифровых технологий с целью вовлечения школьников в учебный процесс. В процессе исследования рассмотрен уровень познавательной мотивации учения школьников и их отношение к учению в условиях применения цифровых и дистанционных технологий на основе сетевых ресурсов Интернета. Сделан вывод о том, что в настоящее время цифровое обеспечение учебного процесса в школе широко используется для формирования и развития личности обучающегося.

Биографии авторов

Мария Анатольевна Лапина, Северо-Кавказский федеральный университет

заместитель директора по международной деятельности, заведующий базовой кафедрой комплексного обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем института цифрового развития, Северо-Кавказский Федеральный университет,
г. Ставрополь, Россия

Валентина Николаевна Кормакова, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

профессор кафедры педагогики факультета психологии педагогического института, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Россия

Владимир Николаевич Ирхин, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

профессор кафедры теории и методики физической культуры факультета физической культуры и спорта, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Россия

Галина Васильевна Макотрова, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

профессор кафедры педагогики факультета психологии педагогического института, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Список источников

Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда». URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/74822854/?ysclid=lh1renvsx4687117715 (дата обращения 03.04.2023)

Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/403075723/?ysclid=lh0p66iswb719800533#review (дата обращения 24.03.2023)

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». 2019. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/?ysclid=lh0pk0eosa79531162 (дата обращения 03.04.2023)

Бородкина Н.В. 2018. Формирующее оценивание в школе. Учебное пособие. Ярославль, ГАУ ДПО ЯО ИРО: 117 с.

Манифест о цифровой образовательной среде. 2015. URL: http://manifesto.edutainme.ru/ (обращение 12.04.2023).

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреевой). 1987. URL: http://tropinkaksebe7.blogspot.com/p/blog-page_10.html (дата обращения 12.04.2023).

Мечты о новой школе: какую стратегию цифровой трансформации подготовили для образования. URL: https://skillbox.ru/media/education/mechty-o-novoy-shkole/?ysclid=lh23sb4qe1218033797

Павлова С.А. Вовлечение в обучение. URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue= 684&v=O7fi481nX-g&feature=emb_logo (обращение 05.04.2023)

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. 2010. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., стер. Москва, Издательский центр Академия: 368 с.

Санько А.М. 2020. Средства обучения в условиях цифровизации образования: учебное пособие. Самара, Издательство Самарского университета: 100 с.

Edward de Bono. 1985. Six Thinking Hats: An Essential Approach to Business Management. Little, Brown, & Company. URL: https://4brain.ru/books/6-shyap.php?ici_source=ba&ici_medium=link (дата обращения 04.04.2023)

Список литературы

Андреев А.А. 2002. Педагогика высшей школы. Новый курс. Москва, Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 264 с.

Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. 2010. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М., ФИРО и ВЦРА, 68 с.

Бойцова Е.Г. 2014. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе. Человек и образование, 1(2).

Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. 2001. Управление качеством образовательного процесса. СПб, Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 359 с.

Буденкова Е.А., И.П. Цвелюх И.П. 2011. Обучение в сотрудничестве средствами Веб 2.0. Высшее образование в России, 11: 117–124.

Вохмянин А. Инклюзивное образование в России: преодоление скепсиса, бюрократии и правовой дискриминации. URL: http://libinform.ru/read/articles/Inklyuzivnoe-obrazovanie-v-Rossii-preodolenie-skepsisa/ (дата обращения 25.03.2023)

Деркач А.М. 2010. Кейс-метод в обучении. Специалист. 4: 22–23.

Елисеев Н. Цифровые образовательные продукты и сервисы для современного образования. URL: https://docplayer.com/78934076-Cifrovye-obrazovatelnye-produkty-i-servisy-dlya-sovremennogo-obrazovaniya.html (Дата обращения: 03.04.2023).

Иванько А.Ф., Иванько М.А., Бурцева М.Б. 2018. Дополненная и виртуальная реальность в образовании. Молодой ученый, 37(223): 11–17.

Игнатова Н.Ю., Докучаев С.В. 2017. Образование в цифровую эпоху: монография. Нижний Тагил, НТИ (филиал) УрФУ, 128 с.

Карманова Е.Д. Применение игрового подхода в обучении. Научное сообщество студентов XXI столетия. Сборник трудов XLVIII международной научно-практической конференции. Гуманитарные науки, 11(48): 104–107.

Кормакова В.Н., Сатлер О.Н., Чернявских С.Д. 2021. Применение VR/AR технологий в среднем общем образовании: проблемы и перспективы. Дистанционные образовательные технологии. Сборник трудов VI Международной научно-практической конференции (Ялта, 20–22 сентября 2021 г.). Симферополь, Издательство Типография «Ариал»: 154–157.

Кормакова В.Н., Клепикова А.Г., Лапина М.А. 2021. ИКТ-компетентность педагога в условиях цифровой трансформации образования. Информационные системы и технологии в моделировании и управлении. Сборник трудов VI Международной научно-практической конференции (Ялта, 24–26 мая 2021 г.). Симферополь, Издательство Типография «Ариал»: 353-364.

Логинова А.В. 2015. Особенности использования и принципы функционирования педагогической модели «перевернутый класс». Молодой ученый, 9: 1114–1119.

Никитин С.И. Геймификация, игрофикация, играизация в образовательном процессе. Молодой ученый, 9(113): 1159–1162.

Опалько С.Г. 2016. Цифровая педагогика в системе образования. Успехи современной науки, 12(2): 95–97.

Петрищев И.О. 2019. Цифровая педагогика как фактор повышения качества образовательных услуг в РФ. Мир науки, культуры, образования, 6(79): 339–341.

Уваров А.Ю. 2018. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. Москва, Издательский дом ГУ-ВШЭ: 168 с.

Шутенко Е.Н., Шутенко А.И., Воротынцева Д.А. 2022. Инфлюативная модель активизации личностного потенциала студентов посредством применения информационных технологий в вузовском обучении. Перспективы науки и образования, 5(59): 143–165. DOI: 10 327 44/pse 2022 5 9

Klepikova A.G., Kormakova V.N., Musaelian E.N., Prokopenko Y.A. 2018. Quality Management Principles of Scientific and Methodological Support for Students’ Activity within E-Learning Environment. Multidisciplinary Symposium on Computer Science and ICT. Stavropol, Russia, October 15: 63–75.

Kormakova V., Klepikova A., Musaelian E., Baybikowa G., Lapina M. 2019. Formation of ICT – Competencies of postgraduate students of teacher education based on interactive techniques CEUR Workshop Proceedings. Proceedings of the International Scientific Conference Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research (SLET-2019) (Stavropol-Dombay, Russia, May 20–23, 2019). Vol. 2494: 11–21.

Kormakova V.N., Klepikova A.G., Musaelian E.N. 2021. “New Approaches to Managing the Internet-Based Student Engagement Technology”. Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 7(2): 18–28. DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-2-0-2

Kormakova V.N., Chernyavskikh S.D., Trikula L.N., Satler O.N. 2023. Digitalization In Stem Education: Experience Of Empirical Research. Research Result. Pedagogy And Psychology Of Education, 1(9): 3–13. DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-1-0-01

Donald Clark. Gaming Design For Elearning. URL: http://goo.gl/fb/QZ2hbZ (дата обращения: 25.03.2023)

Erica Lasola-Caramol. 4 Ways Gamification Transforms eLearning Experiences. URL: https://elearningindustry.com/4-ways-gamification-transforms-elearning-experiences. (дата обращения: 24.03.2023)

Chee T.S., Divaharan S., Tan L., Mun C.H. 2011. Self-directed learning with ICT: Theory, practice and assessment. Singpore: Ministry of Education: 116.

d’Aquin M. 2016. On the use of linked open data in education: Current and future practices. Open data for education: Linked, shared and reusable data for teaching and learning. Switzerland: Springer International Publishing: 112–114.

Pranjalee Lahri. Games vs Game-based Learning vs Gamification. URL: https://www.upsidelearning.com/blog/index.php/2015/05/21/games-vs-game-based-learning-vs-gamification (дата обращения: 18.03.2023)

Stephanie Karaolis. 2019. How to win at gamification in elearning, every time. URL: https://www.elucidat.com/blog/elearning-gamification/ (дата обращения 29.03.2023)


Просмотров аннотации: 80

Поделиться

Опубликован

2023-06-30

Как цитировать

Лапина, М. А., Кормакова, В. Н., Ирхин, В. Н., & Макотрова, Г. В. (2023). Цифровые технологии вовлечения школьников в учебный процесс: геймификация и сторителлинг. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(2), 280-289. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2023-42-2-280-289

Выпуск

Раздел

Педагогика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)