Языковая игра как вербальный прием инфотейнмента в практике российских региональных печатных СМИ

Авторы

  • Ирина Ивановна Карпенко Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Александр Петрович Короченский Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Валерий Юрьевич Меринов Российский государственный университет социальных технологий
  • Виктор Васильевич Хорольский Воронежский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-4-421-435

Ключевые слова:

репрезентация медийного контента, вербальная репрезентация, региональные СМИ, приемы языковой игры, журналистский текст

Аннотация

Использование языковой игры при подготовке журналистского материала может поспособствовать привлечению внимания аудитории к журналистскому тексту, а также улучшить запоминаемость фактов. Несмотря на достаточно большое количество научных изысканий в области исследования языковой игры и ее применения в литературе, в современном научном дискурсе недостаточно изучено ее использование в журналистике. Целью данного исследования является выявление прецедентов применения в СМИ разных приемов языковой игры и их систематизация. Исследование проводилось на основе анализа медиатекстов белгородского регионального молодежного журнала «ОнОнас» как издания, наиболее часто прибегающего к использованию языковой игры в своей практике. В результате исследования был выявлен ряд приемов языковой игры: графические, словообразовательные, фонетические, морфологические, лексические и синтаксические. Полученные результаты вносят вклад в развитие теории журналистики в части систематизации вербальных приемов инфотейнмента в целом и языковой игры в частности.

Биографии авторов

Ирина Ивановна Карпенко, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Доктор филологических наук, доцент кафедры журналистики института общественных наук и массовых коммуникаций

E-mail: karpenkoirina@bsuedu.ru

Александр Петрович Короченский, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики института общественных наук и массовых коммуникаций

Валерий Юрьевич Меринов, Российский государственный университет социальных технологий

Кандидат философских наук, доцент  кафедры социологии и медиакоммуникаций факультета социологии и журналистики

E-mail: v.merinov@rgust.ru

Виктор Васильевич Хорольский, Воронежский государственный университет

Доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики и литературы факультета журналистики

E-mail: khorolbox@mail.ru

Библиографические ссылки

Александрова Е.М. 2016. Графические средства как элемент языковой игры. Вестник Челябинского государственного университета, 13(395). Филологические науки, 104: 16−21.

Амири Л.П. 2006. Шрифтовыделение как один из приемов языковой игры в рекламе. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, S14: 84−87.

Баранов К.С. 2016. Фонетические приемы языковой игры (на материале немецких рекламных текстов). Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 11(750): 93−105.

Безгина А.А. 2020. Возникновение и развитие понятия «инфотейнмент» в зарубежных и отечественных исследованиях массмедиа. В кн.: Стратегия развития региональных СМИ: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Курск, 21–22 ноября 2019 года). Под ред. Н.И. Степыкина. Курск, Юго-Западный государственный университет: 12−19.

Белоедова А.В., Казак М.Ю., Карпенко И.И., Кожемякин Е.А., Короченский А.П., Новинкина Е.А., Перси У.А., Полонский А.В., Пстыга А., Ушакова С.В., Тяжлов Я.И., Шаталова Ю.Н. 2018. Медийный текст: социальные практики, технологии, теории. Под ред. А.В. Полонского, М.Ю. Казак. Белгород, Издательский дом «Белгород», 296 с.

Богданова Е.М. 2012. Феномен инфотейнмента на телевидении. Наука телевидения, 9: 219−223.

Воат А.А. 2010. Использование технологий спин-докторинг, астротурфинг и инфотейнмент в политической рекламе как инструмент воздействия на массовое сознание. Этносоциум и межнациональная культура, 4(28): 68−77.

Водянникова О.И. 2019. Форматы инфотейнмента в интернет-издании «Медуза»: на примере Арктической повестки. В кн.: Русский Север и Арктика: фундаментальные проблемы истории и современность. Сборник научных статей. Составитель О.В. Зарецкая. Выпуск III. Архангельск, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова: 97−101.

Дедова О.В., Григорьева П.В. 2018. Игровое словообразование в современном русском языке. Вестник Московского университета. Серия 9: Филология, 5: 49−64.

Долгова Н.В. 2018. Просвещение и инфотейнмент в популяризации науки (на примере российских общественно-политических интернет-СМИ) В кн.: Общество и государство в зеркале социологических измерений (VIII Рязанские социологические чтения). Материалы Национальной научно-практической конференции с международным участием (Рязань, 21–22 ноября 2018 года). Под ред. Р.Е. Маркина, А.В. Проноза. Рязань, Издательство Ипполитова: 307−312.

Драгун Е.М. 2015. Инфотейнмент как явление современной медиакультуры. Дис. … канд. культур. наук. Москва, 175 с.

Евдокимов В.А. 2010. Инфотейнмент в масс-медиа: панацея от скуки и эрзац дискуссии. Наука о человеке: гуманитарные исследования, 1(5): 214−219.

Карачевцева А.А. 2022. Приёмы формирования языковой игры в художественном тексте: лексические, морфологические и синтаксические аспекты. Теория языка и межкультурная коммуникация, 4(47): 158−168.

Карпенко И.И. 2021. Конвергенция жанров и форм в современной. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, 3: 110−114.

Карпенко И.И., Короченский А.П. 2023. Использование приемов геймификации в современной региональной интернет-журналистике. Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования, 9(2): 135−146. DOI: 10.18413/2408-932X-2023-9-2-0-13

Карпенко И.И., Лобановская Е.Ю., Ельникова О.Е., Горборукова Л.С. 2017. Использование метода инфотейнмента в практике современного российского телевидения. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 28(277): 88−95.

Картозия Н. 2003. Программа «Намедни»: русский инфотейнмент. Меди@льманах, 3(3): 10-25.

Короченский А.П. 2013. Новые субъекты трансграничных массовых коммуникаций и трансформация международной журналистики в XXI веке. В кн.: Международная журналистика-2013: глобализация и регионализация информационного пространства. Материалы Второй Международной научно-практической конференции (Минск, 20 февраля 2013 г.). Под общ. ред. Т.Н. Дасаевой. Минск, Издательский центр БГУ: 149−158.

Кофман А.А. 2015. Инфотейнмент на телевидении: проблемы и перспективы развития формата. В кн.: Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 20–21 октября 2015 года). Под ред. В.В. Барбаша. Москва, Российский университет дружбы народов: 102−106.

Кочутина Д.С. 2011. Приемы инфотейнмента и характер их проявлений в информационно-аналитических программах. Медиасреда, 6: 77−86.

Кузьмина М.А. 2016. Интерпретация термина «инфотейнмент» в российских исследованиях масс-медиа (на примере интернет-порталов «Look At Me» и «Лайфхакер»). В кн.: Мультимедийная журналистика Евразии − 2016: национальные медиасистемы в условиях новой медиареальности Востока и Запада. Материалы X Международной научно-практической конференции (Казань, 08–09 декабря 2016 года). Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет: 413−419.

Лебедев А.А. 2017. Инфотейнмент как прием организации аналитических телевизионных программ (на примере телеканала «Звезда»). Журналист. Социальные коммуникации, 4(28): 46−54.

Маслова А.А. 2016. Концепция инфотейнмента в научно-популярном журнале «Кот Шрёдингера». В кн.: Культура. Литература. Язык. Материалы конференции «Чтения Ушинского». (Ярославль, 03–04 марта 2016 года). Под ред. М.Ю. Егорова. Ярославль, Редакционно-издательский отдел Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского: 167−171.

Никанорова И.А. 2021. Блендинг в современном политическом и экономическом дискурсе. В кн.: Язык. Культура. Общество. Актуальные проблемы, методы исследования и проблемы преподавания. Сборник статей. Под ред. И.Е. Коптеловой, Е.И, Панёвкиной, Т.Н. Персиковой. Москва, Дашков и К: 44−50.

Нильсен Я., Лоранжер Х. 2009. Web-дизайн: удобство использования Web-сайтов. Пер. с англ. и ред. В.С. Иващенко. Москва, И.Д. Вильямс, 368 с. (Nielsen Ja., Loranger H. 2006. Prioritizing Web Usability. New Riders, An Imprint of Peachpit, Berkeley, California USA)

Попова Т.В., Рацибурская Л.В., Гугунава Д.В. 2022. Неология и неография современного русского языка. Москва, Флинта, 168 с.

Радбиль Т.Б., Рацибурская Л.В., Бакич Н.А., Жданова Е.А., Торопкина В.А., Щеникова Е.В. 2018. Социокультурные, лингвокогнитивные и лингвопрагматические аспекты современных словообразовательных процессов. Вестник Московского университета. Серия 9: Филология, 2: 127−155.

Саблина А.Н. 2014. Становление понятия инфотейнмент в работах отечественных исследователей. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 10−1: 41−43.

Собченко Н.С. 2012. Языковая игра на синтаксическом уровне в рекламном тексте. Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации, 25(64) –4(2): 485−489.

Тирацуян А.Ю. 2012. Глянцевый дискурс о культуре как инфотейнмент. Культура. Наука. Интеграция, 2(18): 74−78.

Федотова Н.А. 2017. Геймификация в контексте медийной практики. Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика, 2: 4−11.

Филиппова А.Н. 2014. Интерпретация понятия инфотейнмент: «формат» или «жанр»? Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 9: 296−299.

Чаган Н.Г. 2014. Инфотейнмент как явление медиакультуры. Вестник университета российской академии образования, 2: 76−82.

Шейфель Н.А. 2016. Понятие блендинга и его отличие от других смежных способов словообразования в лингвистике В кн.: Современные проблемы языкознания, литературоведения, межкультурной коммуникации и лингводидактики. Материалы II Международной научной конференции. (Белгород, 20–21 апреля 2016 года). Под ред. В.А. Виноградова. Белгород, ИД «Белгород» НИУ «БелГУ»: 290−294.

Ширяева Д. 2004. Новости в стиле «инфотейнмент»: проект «Страна и мир» телеканала НТВ. Меди@льманах, 6(2−3): 60−69.

Postman N. 1986. Amusing Ourselves to Death: public discourse in the age of show business. London, England. Penguin books, 173 p.

Shumacher H. 1994. Infotainment - Ästhetik im Fernsehen der Gegenwart / Medienlust und Mediaennutz. Hrsg. L. Bosshart, W. Hoffman-Riem. Munchen.

Wittven A. 1995. Infotainment. Fernsehnachrichten zwischen Information und Unterhaltung. Bern, Switzerland, Peter Lang, 223 s.


Просмотров аннотации: 2

Поделиться

Опубликован

2024-12-28

Как цитировать

Карпенко, И. И., Короченский, А. П., Меринов, В. Ю., & Хорольский, В. В. (2024). Языковая игра как вербальный прием инфотейнмента в практике российских региональных печатных СМИ . Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 43(4), 421-435. https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-4-421-435

Выпуск

Раздел

Журналистика и связи с общественностью

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)