Языковая игра как вербальный прием инфотейнмента в практике российских региональных печатных СМИ
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-4-421-435Ключевые слова:
репрезентация медийного контента, вербальная репрезентация, региональные СМИ, приемы языковой игры, журналистский текстАннотация
Использование языковой игры при подготовке журналистского материала может поспособствовать привлечению внимания аудитории к журналистскому тексту, а также улучшить запоминаемость фактов. Несмотря на достаточно большое количество научных изысканий в области исследования языковой игры и ее применения в литературе, в современном научном дискурсе недостаточно изучено ее использование в журналистике. Целью данного исследования является выявление прецедентов применения в СМИ разных приемов языковой игры и их систематизация. Исследование проводилось на основе анализа медиатекстов белгородского регионального молодежного журнала «ОнОнас» как издания, наиболее часто прибегающего к использованию языковой игры в своей практике. В результате исследования был выявлен ряд приемов языковой игры: графические, словообразовательные, фонетические, морфологические, лексические и синтаксические. Полученные результаты вносят вклад в развитие теории журналистики в части систематизации вербальных приемов инфотейнмента в целом и языковой игры в частности.
Библиографические ссылки
Александрова Е.М. 2016. Графические средства как элемент языковой игры. Вестник Челябинского государственного университета, 13(395). Филологические науки, 104: 16−21.
Амири Л.П. 2006. Шрифтовыделение как один из приемов языковой игры в рекламе. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, S14: 84−87.
Баранов К.С. 2016. Фонетические приемы языковой игры (на материале немецких рекламных текстов). Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 11(750): 93−105.
Безгина А.А. 2020. Возникновение и развитие понятия «инфотейнмент» в зарубежных и отечественных исследованиях массмедиа. В кн.: Стратегия развития региональных СМИ: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Курск, 21–22 ноября 2019 года). Под ред. Н.И. Степыкина. Курск, Юго-Западный государственный университет: 12−19.
Белоедова А.В., Казак М.Ю., Карпенко И.И., Кожемякин Е.А., Короченский А.П., Новинкина Е.А., Перси У.А., Полонский А.В., Пстыга А., Ушакова С.В., Тяжлов Я.И., Шаталова Ю.Н. 2018. Медийный текст: социальные практики, технологии, теории. Под ред. А.В. Полонского, М.Ю. Казак. Белгород, Издательский дом «Белгород», 296 с.
Богданова Е.М. 2012. Феномен инфотейнмента на телевидении. Наука телевидения, 9: 219−223.
Воат А.А. 2010. Использование технологий спин-докторинг, астротурфинг и инфотейнмент в политической рекламе как инструмент воздействия на массовое сознание. Этносоциум и межнациональная культура, 4(28): 68−77.
Водянникова О.И. 2019. Форматы инфотейнмента в интернет-издании «Медуза»: на примере Арктической повестки. В кн.: Русский Север и Арктика: фундаментальные проблемы истории и современность. Сборник научных статей. Составитель О.В. Зарецкая. Выпуск III. Архангельск, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова: 97−101.
Дедова О.В., Григорьева П.В. 2018. Игровое словообразование в современном русском языке. Вестник Московского университета. Серия 9: Филология, 5: 49−64.
Долгова Н.В. 2018. Просвещение и инфотейнмент в популяризации науки (на примере российских общественно-политических интернет-СМИ) В кн.: Общество и государство в зеркале социологических измерений (VIII Рязанские социологические чтения). Материалы Национальной научно-практической конференции с международным участием (Рязань, 21–22 ноября 2018 года). Под ред. Р.Е. Маркина, А.В. Проноза. Рязань, Издательство Ипполитова: 307−312.
Драгун Е.М. 2015. Инфотейнмент как явление современной медиакультуры. Дис. … канд. культур. наук. Москва, 175 с.
Евдокимов В.А. 2010. Инфотейнмент в масс-медиа: панацея от скуки и эрзац дискуссии. Наука о человеке: гуманитарные исследования, 1(5): 214−219.
Карачевцева А.А. 2022. Приёмы формирования языковой игры в художественном тексте: лексические, морфологические и синтаксические аспекты. Теория языка и межкультурная коммуникация, 4(47): 158−168.
Карпенко И.И. 2021. Конвергенция жанров и форм в современной. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, 3: 110−114.
Карпенко И.И., Короченский А.П. 2023. Использование приемов геймификации в современной региональной интернет-журналистике. Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования, 9(2): 135−146. DOI: 10.18413/2408-932X-2023-9-2-0-13
Карпенко И.И., Лобановская Е.Ю., Ельникова О.Е., Горборукова Л.С. 2017. Использование метода инфотейнмента в практике современного российского телевидения. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 28(277): 88−95.
Картозия Н. 2003. Программа «Намедни»: русский инфотейнмент. Меди@льманах, 3(3): 10-25.
Короченский А.П. 2013. Новые субъекты трансграничных массовых коммуникаций и трансформация международной журналистики в XXI веке. В кн.: Международная журналистика-2013: глобализация и регионализация информационного пространства. Материалы Второй Международной научно-практической конференции (Минск, 20 февраля 2013 г.). Под общ. ред. Т.Н. Дасаевой. Минск, Издательский центр БГУ: 149−158.
Кофман А.А. 2015. Инфотейнмент на телевидении: проблемы и перспективы развития формата. В кн.: Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 20–21 октября 2015 года). Под ред. В.В. Барбаша. Москва, Российский университет дружбы народов: 102−106.
Кочутина Д.С. 2011. Приемы инфотейнмента и характер их проявлений в информационно-аналитических программах. Медиасреда, 6: 77−86.
Кузьмина М.А. 2016. Интерпретация термина «инфотейнмент» в российских исследованиях масс-медиа (на примере интернет-порталов «Look At Me» и «Лайфхакер»). В кн.: Мультимедийная журналистика Евразии − 2016: национальные медиасистемы в условиях новой медиареальности Востока и Запада. Материалы X Международной научно-практической конференции (Казань, 08–09 декабря 2016 года). Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет: 413−419.
Лебедев А.А. 2017. Инфотейнмент как прием организации аналитических телевизионных программ (на примере телеканала «Звезда»). Журналист. Социальные коммуникации, 4(28): 46−54.
Маслова А.А. 2016. Концепция инфотейнмента в научно-популярном журнале «Кот Шрёдингера». В кн.: Культура. Литература. Язык. Материалы конференции «Чтения Ушинского». (Ярославль, 03–04 марта 2016 года). Под ред. М.Ю. Егорова. Ярославль, Редакционно-издательский отдел Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского: 167−171.
Никанорова И.А. 2021. Блендинг в современном политическом и экономическом дискурсе. В кн.: Язык. Культура. Общество. Актуальные проблемы, методы исследования и проблемы преподавания. Сборник статей. Под ред. И.Е. Коптеловой, Е.И, Панёвкиной, Т.Н. Персиковой. Москва, Дашков и К: 44−50.
Нильсен Я., Лоранжер Х. 2009. Web-дизайн: удобство использования Web-сайтов. Пер. с англ. и ред. В.С. Иващенко. Москва, И.Д. Вильямс, 368 с. (Nielsen Ja., Loranger H. 2006. Prioritizing Web Usability. New Riders, An Imprint of Peachpit, Berkeley, California USA)
Попова Т.В., Рацибурская Л.В., Гугунава Д.В. 2022. Неология и неография современного русского языка. Москва, Флинта, 168 с.
Радбиль Т.Б., Рацибурская Л.В., Бакич Н.А., Жданова Е.А., Торопкина В.А., Щеникова Е.В. 2018. Социокультурные, лингвокогнитивные и лингвопрагматические аспекты современных словообразовательных процессов. Вестник Московского университета. Серия 9: Филология, 2: 127−155.
Саблина А.Н. 2014. Становление понятия инфотейнмент в работах отечественных исследователей. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 10−1: 41−43.
Собченко Н.С. 2012. Языковая игра на синтаксическом уровне в рекламном тексте. Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации, 25(64) –4(2): 485−489.
Тирацуян А.Ю. 2012. Глянцевый дискурс о культуре как инфотейнмент. Культура. Наука. Интеграция, 2(18): 74−78.
Федотова Н.А. 2017. Геймификация в контексте медийной практики. Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика, 2: 4−11.
Филиппова А.Н. 2014. Интерпретация понятия инфотейнмент: «формат» или «жанр»? Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 9: 296−299.
Чаган Н.Г. 2014. Инфотейнмент как явление медиакультуры. Вестник университета российской академии образования, 2: 76−82.
Шейфель Н.А. 2016. Понятие блендинга и его отличие от других смежных способов словообразования в лингвистике В кн.: Современные проблемы языкознания, литературоведения, межкультурной коммуникации и лингводидактики. Материалы II Международной научной конференции. (Белгород, 20–21 апреля 2016 года). Под ред. В.А. Виноградова. Белгород, ИД «Белгород» НИУ «БелГУ»: 290−294.
Ширяева Д. 2004. Новости в стиле «инфотейнмент»: проект «Страна и мир» телеканала НТВ. Меди@льманах, 6(2−3): 60−69.
Postman N. 1986. Amusing Ourselves to Death: public discourse in the age of show business. London, England. Penguin books, 173 p.
Shumacher H. 1994. Infotainment - Ästhetik im Fernsehen der Gegenwart / Medienlust und Mediaennutz. Hrsg. L. Bosshart, W. Hoffman-Riem. Munchen.
Wittven A. 1995. Infotainment. Fernsehnachrichten zwischen Information und Unterhaltung. Bern, Switzerland, Peter Lang, 223 s.
Просмотров аннотации: 2
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 Ирина Ивановна Карпенко, Александр Петрович Короченский, Валерий Юрьевич Меринов, Виктор Васильевич Хорольский
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.