Опыт нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодых учителей в республиканской системе образования (на примере Приднестровской Молдавской Республики)
DOI:
https://doi.org/10.18413/2712-7451-2020-39-4-578-589Ключевые слова:
профессиональное развитие, молодой учитель, нормативно-правовые акты, уровни управления образованиемАннотация
Профессиональное развитие молодых учителей системы образования любого государства во многом определяет основы решения кадровых проблем отрасли и ее перспективного развития. Разработка и внедрение комплекса нормативных правовых актов способны послужить созданию благоприятных условий для интенсификации профессионального развития молодого учителя, но данный вопрос в научной литературе недостаточно освещен. Цель исследования состоит в раскрытии опыта нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодого учителя в системе образования Приднестровской Молдавской Республики. Представлены экспериментальные материалы, освещающие этапы, содержание, средства, условия нормативно-правового сопровождения профессионального развития молодого учителя на республиканском, муниципальном и институциональном уровнях управления системой образования, а также педагогические условия эффективности реализации экспериментальной модели. Сделан вывод о том, что с помощью разработанных на всех уровнях управления образованием нормативных правовых средств можно создать условия для интенсивного профессионального развития молодого учителя.
Библиографические ссылки
Антонов Н.В. 2018. Социально-педагогическое проектирование профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций. Дис. … канд. пед. наук. Москва, 267 с.
Вершловский С.Г., Литвинова Н.П., Симонова Т.М. 1984. Особенности профессионального становления молодого учителя. Советская педагогика, 4: 76–81.
Давлятшина О.В. 2017. Научно-методическое сопровождение профессионально–личностного развития педагогов общеобразовательной организации. Дис. … канд. пед. наук. Киров, 274 с.
Еремина Т.И. 2014. Международный опыт по законодательному оформлению статуса учителя. Universum: Вестник Герценовского университета, 3-4: 116–122.
Ирхин В.Н., Тымчек М.Г. 2019. Нормативно–правовое сопровождение профессионального развития молодого учителя в республиканской системе образования. Научный результат. Педагогика и психология образования, 5(3): 36–48. DOI: 10.18413/2313–8971–2019–5–3–0–3.
Канаев Н.М. 2010. ЮНЕСКО и защита прав учителей. Вестник Академии права и управления, 19: 133–138.
Маркова А.К. 1996. Психология профессионализма. М., Знание, 308 с.
Митина Л.М. 1998. Психология профессионального становления учителя. М., Флинта, МПСИ, 200 с.
Парламентские слушания «О нормативно-правовой поддержке педагогов в Российской Федерации». Материалы Комитета Совета Федерации по образованию и науке от 16.03.2010. Под ред. В.И. Аржанцева. М., Совет Федерации, 66 с.
Пинская М.А., Пономарева А.А., Косарецкий С.Г. 2016. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России. Вопросы образования, 2: 100–124.
Скударёва Г.Н. 2008. Педагогические условия профессионального становления молодого учителя в муниципальном образовательном пространстве. Дис. … канд. пед. наук. Москва, 207 с.
Сотникова М.С. 2017а. Оценка эффективности реализации программы психолого–педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых учителей в инновационной образовательной среде. Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, 1(38): 279–284.
Сотникова М.С. 2017б. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей в инновационной образовательной среде. Дис. … канд. пед. наук. Москва, 150 с.
Тымчек М.Г., Суринов В.Г. 2018. Анализ и перспективы кадрового обеспечения системы образования Приднестровской Молдавской Республики. В кн. Стратегии развития образовательного пространства XXI века. Международная научно–практическая конференция, Тирасполь, 18–19 октября 2018 года. Тирасполь, Изд-во Приднестровского государственного университета: 278–284.
Черникова Е.Г. 2008. Состояние и противоречия социально–профессиональной адаптации молодых педагогов (социологический анализ). Дис.…. канд. социолог. наук. Екатеринбург, 175 с.
Яковлева Э.Н., Красилова И.Е. 2016. Из опыта поддержки молодых педагогов в странах ЕС. Образование и наука, 5(134): 158–175.
Espinoza D., Saunders R., Kini T., & Darling–Hammond L. 2018. Taking the long view: State efforts to solve teacher shortages by strengthening the profession. Report PaloAlto, CA: Learning Policy Institute. Available at:https://learningpolicyinstitute.org/product/long–view (accessed: 1 October 2020).
GOV.UK. 2020. Extra support for new teachers amid surge in applications. Press release from Department for Education. Available at: https://www.gov.uk/government/news/extra–support–for–new–teachers–amid–surge–in–applications (accessed: 14 September 2020).
K12.wa.us. 2019/ Effective Support for New Teachers in Washington State OSPI Available at: http://www.k12.wa.us/BEST/InductionStandards/de fault.aspx (accessed: 28 June 2019).
OECD Overview. 2005. Teachers Matter: Attracting, Developing and Retaining Effective Teachers.Available at: http://www.oecd.org/edu/teacherpolicy (accessed: 24 September 2020).
Sherman W. 2000. Designing Support for Beginning Teachers. Available at: https://www.wested.org/online_pubs/tchrbrief.pdf (accessed: 1 October 2020).
Wong H.K. 2004. Induction Programs That Keep New Teachers Teaching and Improving. NASSP Bulletin. Available at: http://newteacher.com/pdf/Bulletin0304Wong.pdf (accessed: 21 June 2019).
Просмотров аннотации: 421
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2020 Владимир Николаевич Ирхин, Марина Георгиевна Тымчек
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.